Что такое Частично Погружной Винт (ЧПВ), история и перспективы.
Впервые ЧПВ начали применять гонщики в 50-х годах прошлого века и нередко добивались высоких результатов.
Как правило, главными причинами применения ЧПВ на гоночных судах было желание избавиться от излишнего гидродинамического сопротивления
выступающих частей – гребных валов, их кронштейнов, а в установках с угловыми колонками – корпуса редукторов и дополнительные потери мощности
в зубчатой передачи. Вторая причина – это возможность повышения эффективности кавитирующего гребного винта за счет вентиляции
полостей (каверн) с пониженным давлением, которые образуются на засасывающей стороне лопастей при высокой скорости вращения.
Лопасть ЧПВ входя в воду, вносит пузыри воздуха в область каверны. Благодаря этому предотвращается вскипание воды
(вследствие разряжения – падения давления в каверне), сопровождающееся лопаньем пузырьков пара и гидравлическими ударами в поверхность
лопастей, что вызывает их эрозию (выкрашивание частиц металла) сильную вибрацию и потери скорости судна. Все эти явления у ЧПВ отсутствуют.
Не малое значение, имеет сам привод, который выносится за корму судна и крепиться прямо к транцу. Впервые такая схема была предложена
американским конструктором Ховардом Арнесоном, который разработал и установил данную конструкцию на свой старенький катер «Сигаретт»
в конце 1970г, а в 1980 был впервые продемонстрирован на Бот Шоу в Чикаго. Он же и дал название данной пропульсии – Surface Drive
(поверхностный привод), которое используется и по сей день. Не теряя время, Арнесон разработал серию приводов различных размеров и тут
же их запатентовал. Оригинальность конструкции заключалась в том, что используя шарнир в самом приводе, становилось возможным перемещать
привод как в вертикальной так и в горизонтальной плоскости. А тем временем участники гонок, применявшие ЧПВ, получали прекрасные
результаты – известность к приводам с ЧПВ стала набирать обороты.
|
|
|
При полной скорости на катере с ЧПВ в контакт с водой входят только часть поверхности лопастей и небольшой плавник – защитная шпора.
Устраняется не только гидродинамическое сопротивление формы и трения вала, ступицы винта и кронштейна, но и часть сопротивления воды,
обусловленная эффектом Магнуса – появлением поперечной силы (в данном случае направленной вверх и назад) на цилиндрическом вращающемся
теле-валу, обтекаемом встречном потоком воды.
Размещая пропульсивную систему за кормой, конструктор получает свободу при размещении двигателя в корпусе судна для достижения
оптимальной центровки и общего расположения.
|
Преимущества, достигаемые за счет отсутствия выступающих частей при установке ЧПВ, можно привести результаты сравнительных испытаний
16-метровой моторной яхты водоизмещением 22,5т на которой традиционные гребные винты заменили приводом с ЧПВ. С первоначально установленными
двумя дизелями мощностью 950 л.с. при 2300 об/мин и редуктором 1,5:1 судно развило максимальную скорость 41 узл.,(76км/ч) при этом расход
топлива составил 232 л/ч. Когда с теми же дизелями поставили два привода ЧПВ скорость возросла до 47 узл.,(87км/ч) или на 11% при прежнем
расходе топлива. Был испытан и третий вариант с теми же приводами ЧПВ поставили дизеля мощностью 650 л.с. (на 32% меньше). При этом удалось
достичь первоначальной скорости 41 узл., и одновременно снизить расход топлива до 145 л/ч( на 39%).
Приводы с ЧПВ особенно хорошо зарекомендовали себя при скоростях свыше 45 узлов, где использование водометных движителей уже затруднительно,
а ЧПВ имеет еще большой запас возможностей до 110 узлов.
Условия работы приводов с ЧПВ, когда в воде оказывается погруженным только 40-60% его диаметра, требуют применения винтов специальной
геометрии. При повышении скоростей свыше 45 узлов применяют винты с большим наклоном лопастей и малым дисковым отношением. При скоростях
превышающих 60 узлов применяют суперкавитирующие винты с клиновидным выпукло-вогнутым профилем лопастей. Обычно это 4-х лопастные винты,
но для уменьшения вибрации и повышения КПД при малом погружении диска число лопастей увеличивают до 8.
Результаты испытаний уже значительного числа катеров с приводом ЧПВ, позволяют оценить эффект их применения. Общее сопротивление воды
движению судна снижается от 5% на малых скоростях Frv > 1, и до 30% при Frv > 5.
|
|
В настоящее время ряд иностранных фирм производят приводы ЧПВ и все они приблизительно похожи, имеют незначительные различия.
Катеростроители высоко оценивают перспективы развития приводов с ЧПВ в связи с расширением скоростей у судов с малой площадью ватерлинии.
Ожидается, что приводы с ЧПВ постепенно вытеснят более сложные по конструкции и менее надежные угловые колонки.
Суда с ЧПВ возможно использовать как в одновальном, двухвальном, трехвальном и даже четырехвальном исполнении.
Компания «Морская Энергетика» представляет Итальянского производителя приводов с ЧПВ - Jolly Drive Marine, который успешно производит широкий
модельный ряд приводов, а также ЧПВ к данным приводам.
Использование приводов с ЧПВ своей конструкции довольно часто приводило к призовым результатам на гонках формулы P1. (самые престижные гонки
в мире).
Компания «Морская Энергетика» является эксклюзивным представителем завода-производителя Jolly Drive Marine на всей территории России,
Казахстана и Белоруссии.
Компания JDM также производит гребные полупогружные винты, что является важным фактором при осуществлении комплексной поставки.
Таблица приводов JOLLY DRIVE MARINE с масса-габаритными показателями и характеристиками
|
Характеристики |
Модель |
JDM19T |
JDM25T |
JDM25L |
JDM31T |
JDM31TL |
JDM36T |
JDM30T |
JDM33T |
JDM34T |
JDM32T |
А, мм |
800 |
800 |
800 |
900 |
900 |
1000 |
1100 |
1200 |
1500 |
1800 |
В, мм |
114 |
114 |
114 |
114 |
114 |
160 |
180 |
200 |
250 |
300 |
C, мм |
343 |
343 |
343 |
343 |
343 |
420 |
460 |
500 |
625 |
750 |
D, мм |
492 |
492 |
492 |
492 |
492 |
595 |
660 |
750 |
850 |
1100 |
E, мм |
312 |
328 |
328 |
328 |
328 |
384 |
420 |
460 |
530 |
565 |
F, мм |
195 |
195 |
195 |
195 |
195 |
185 |
195 |
200 |
225 |
250 |
G, мм |
1060 |
1170 |
1370 |
1195 |
1395 |
1555 |
1610 |
1810 |
1980 |
2200 |
H, мм |
270 |
270 |
270 |
270 |
270 |
320 |
350 |
380 |
450 |
500 |
I, мм |
350 |
350 |
350 |
365 |
365 |
475 |
- |
- |
- |
- |
Max входящий момент, N*m |
1600 |
2500 |
2500 |
3500 |
3500 |
5400 |
8500 |
10000 |
16500 |
26500 |
Вес одного корпуса, кг |
102 |
111 |
111 |
130 |
130 |
220 |
285 |
440 |
580 |
880 |
|